Доступность советских авто в 1960-х годах за рубежом

Существует общепринятое заблуждение, что в советское время автомобиль могли позволить себе только верхушки правительства, государственные деятели, спортсмены и знаменитые артисты. Для простого гражданина же это было иногда непозволительной роскошью.

За рубежом дела обстояли немного иначе: машина рассматривалась скорее как средство передвижения, а не как показатель общего семейного дохода. В 60-х годах доступность советских авто достигла своей наивысшей точки.

Экспорт легковых автомобилей

В послевоенные годы Советский Союз закупал иностранные машины в восемь раз меньше, чем отправлял на экспорт. Поставки автомобилей за рубеж велись скорее по политическим мотивам, нежели по экономическим.

Легковушки стали появляться в Афганистане, Кубе и Ираке. Несмотря на то что Хрущеву так и не удалось завоевать рынок Америки, в 1959 году отечественные «Волга», «Чайка» и «ЗИЛ» были представлены на ежегодной выставке в Нью-Йорке.

После неудачной попытки генсек обратил свое внимание на страны Европы, Азии и Африки.

В 1964 году было принято решение создать совместное с бельгийцами предприятие Scaldia-Volga. На нем популярные «Москвичи» и «Волги» дорабатывались, чтобы удовлетворять все требование избалованных покупателей-иностранцев. В общей сложности за рубеж было продано чуть больше 80 тысяч легковых автомобилей в более чем 50 стран мира.

Справка: иногда доставка машин полностью могла перекрыть предполагаемую прибыль. По этой причине «Автоэкспорт» отказался от поставок в Индонезию и Пакистан.

Экспорт мотоциклов

Полномасштабное производство мотоциклов в СССР началось еще в 1940-х годах. Однако настоящая популярность пришла к «ИЖам» после войны. Именно тогда в руки конструкторам попала подробная документация немецкого мотоцикла, которую успешно доработали.

В последующие года были выпущены три модели:

  1. «ИЖ-Юпитер»;
  2. «ИЖ-Планета»;
  3. «ИЖ-Планета-спорт».

Эти мотоциклы были предназначены для туристических и спортивных поездок.

Мототехнику полюбили в Иране, Монголии и на Кубе. Ее активно использовали правоохранительные органы и армия. Также на экспорт стали массово отправляться мотоциклы с коляской.

Всего в середине 1960-х годов экспорт мотоциклов составил 20 тысяч единиц, но уже к концу десятилетия эта цифра увеличилась на 8 тысяч штук.

Экспорт грузовиков и спецтехники

В основном грузовая техника шла на экспорт в Египет, Польшу, Болгарию и Китай. Существенно расширить поставки удалось за счет стран Азии и Африки. Но даже это не помогло грузовикам опередить легковые авто: количество поставляемых единиц было в два раза меньше и практически сравнялось с мотоциклами – 20-25 тысяч единиц.

Также несмотря на все старания, западноевропейский рынок остался закрытым для советской грузовой техники. Причиной тому был низкий уровень сервиса и наличие своих производителей «тяжелых» автомобилей за рубежом. Экспорт спецтехники всецело зависел от наличия заказов и мог колебаться от 2 тысяч до 8 тысяч единиц в год.

Практически все советские автомобили, шедшие на экспорт, были доступны иностранцам и пользовались популярностью за счет своей цены и простого технического обслуживания.

Подпишись на канал Автодом 4х4 в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: