Автоматическая коробка передач с преобразователем крутящего момента (АКПП)
АКПП с преобразователем крутящего момента (ГДТ) является распространенным типом автоматической трансмиссии, которая используется во многих транспортных средствах. Она обеспечивает плавное и эффективное переключение передач, а также возможность водителю выбрать режим вождения, наиболее подходящий для текущих условий.
Устройство и принцип работы АКПП с ГДТ
АКПП с ГДТ состоит из следующих основных компонентов:
* Гидротрансформатор (ГДТ) : Устройство, которое соединяет двигатель и трансмиссию и заменяет сцепление в механической коробке передач. ГДТ использует циркулирующую жидкость (обычно ATF) для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии.
* Планетарный редуктор : Серия шестерен, которые обеспечивают различные передаточные числа и переключение передач.
* Гидравлический блок управления (ГБУ) : Устройство, которое управляет потоком жидкости в ГДТ и планетарном редукторе, определяя переключения передач в зависимости от оборотов двигателя, скорости автомобиля и положения селектора передач.
Принцип работы АКПП с ГДТ
1. Старт автомобиля : Когда водитель нажимает на педаль газа, двигатель начинает вращаться и приводит в движение ГДТ. Жидкость в ГДТ циркулирует и передает крутящий момент от двигателя к турбине, соединенной с планетарным редуктором.
2. Переключение передач : Скорость циркуляции жидкости в ГДТ и передаточное число планетарного редуктора регулируются ГБУ, обеспечивая требуемое передаточное число для текущих условий вождения. Когда обороты двигателя увеличиваются, а скорость автомобиля снижается, ГБУ переключает передачу на более низкую, обеспечивая больший крутящий момент на колесах.
3. Блокировка ГДТ : При определенных условиях, например, при движении на высокой скорости, ГДТ может блокироваться, чтобы обеспечить прямое механическое соединение между двигателем и трансмиссией. Это повышает эффективность и снижает потери энергии.
4. Реверс : Для движения задним ходом используется специальный планетарный редуктор, обеспечивающий передаточное число в обратном направлении.
Режимы вождения
Многие АКПП с ГДТ имеют различные режимы вождения, которые позволяют водителю настраивать трансмиссию в соответствии с текущими условиями. Эти режимы могут включать:
* Drive (D) : Обычный режим вождения, который автоматически переключает передачи для обеспечения оптимальной топливной экономичности и производительности.
* Sport (S) : Режим, который обеспечивает более агрессивные переключения передач, удерживая их на более низких оборотах для улучшения ускорения.
* Manual (M) : Режим, в котором водитель может вручную переключать передачи, используя подрулевые переключатели или селектор передач.
* Snow (S) : Режим, предназначенный для вождения по снегу или льду, который обеспечивает плавное трогание с места и переключение передач на более низких оборотах.
Преимущества и недостатки АКПП с ГДТ
Преимущества:
* Плавно и легко переключается
* Упрощает вождение, избавляя от необходимости использования сцепления
* Обеспечивает возможность ручного переключения передач в некоторых моделях
* Эффективна при буксировке тяжелых грузов
Недостатки:
* Может быть менее эффективной, чем механическая коробка передач
* Дороже в производстве и обслуживании
* Может быть более чувствительна к перегреву и износу