Автоматическая планетарная коробка передач (АКПП)
Конструкция
* Состоит из одного или нескольких планетарных механизмов.
* Планетарный механизм включает в себя шестерню-солнце, зубчатый венец с внутренним зацеплением и планетарные шестерни, которые вращаются вокруг шестерни-солнца.
* Шестерни соединяются через эпициклические зубчатые передачи.
Принцип работы
* В АКПП используются фрикционные диски и тормозные ленты для выбора передач.
* Фрикционные диски соединяют различные элементы планетарного механизма, передавая крутящий момент на выходной вал.
* Тормозные ленты блокируют элементы планетарного механизма, создавая фиксированные точки опоры.
* Комбинация включения и выключения фрикционных дисков и тормозных лент позволяет передавать различные передаточные отношения.
Типы
* Эпициклические: Вращение элементов планетарного механизма приводит к изменению передаточного отношения.
* Гидравлические: Используют гидравлический трансформатор и планетарные механизмы для изменения передач.
Преимущества
* Плавное переключение передач: Автоматически обеспечивает плавное переключение передач.
* Простота использования: Водитель просто выбирает положение селектора, а коробка передач управляет переключением.
* Долговечность: Обычно имеют более длительный срок службы по сравнению с механическими коробками передач.
* Эффективность: Гидравлические АКПП могут обеспечивать более высокую топливную экономичность, особенно при движении в городе.
Недостатки
* Потери мощности: Гидротрансформатор и планетарные механизмы могут привести к некоторым потерям мощности.
* Вес и стоимость: АКПП обычно тяжелее и дороже механических коробок передач.
* Сложность обслуживания: Требуют специальных знаний и оборудования для обслуживания и ремонта.
Применение
АКПП широко используются в легковых автомобилях, грузовиках и других транспортных средствах. Они особенно популярны в автомобилях с высоким крутящим моментом и при движении в условиях с частыми остановками и пусками.