Вариатор (от лат. vari?tor — изменяющий) — коробка передач с бесступенчатым изменением передаточного числа.
Устройство и принцип работы:
Вариатор состоит из двух конусов: ведущего и ведомого. Конусы сдвинуты друг относительно друга по оси. На конусах установлены ремни, которые связывают их между собой. Ширина ремней меняется по длине.
Когда ведущий конус вращается, ремень постепенно перемещается по его поверхности от узкой к широкой части. Соответственно, на ведомом конусе ремень перемещается в обратном направлении. За счет этого изменяется радиус контакта ремня и конусов, что приводит к изменению передаточного числа.
Типы вариаторов:
* Клиноременные: используют ремни клиновидной формы для обеспечения сцепления с конусами.
* Тороидальные: используют цепь или ремень, которые обертываются вокруг торов (колец с переменным радиусом).
Преимущества вариаторов:
* Бесступенчатое изменение передаточного числа, обеспечивающее плавную и эффективную работу.
* Высокий КПД благодаря отсутствию ступенчатого переключения передач.
* Компактный размер и небольшой вес.
* Простота управления.
Недостатки вариаторов:
* Ограниченный диапазон передаточных чисел.
* Возможные проблемы с надежностью ремня или цепи.
* Более высокая стоимость по сравнению с традиционными коробками передач.
Применение:
Вариаторы широко используются в компактных и среднеразмерных автомобилях, скутерах и снегоходах. Они обеспечивают экономию топлива и улучшение динамических характеристик, особенно в условиях городского цикла.