Николай II считается последним императором России, судьба которого оказалась трагичной. В силу современной истории о нем известно множество интересных фактов, в том числе о его автомобильном парке. О первом автотранспорте стало известно только в 1895 году. Тогда молодому правителю показали французский трицикл Millet, но он практически не заинтересовал царскую особу.
Позитивные впечатления от авто появились только к 1903 году, когда князь Орлов привез в Царское село первый собственный автомобиль и часто приглашал царя на прогулки. Подобные путешествия действительно понравились самодержавцу, что тот задумался о приобретении собственного транспортного средства. Выбор машины он доверил князю, а первое авто появилось в 1905 году.
Какое авто закупили?
Для императорской семьи в 1905 было закуплено 2 автомобиля Delaunay-Belleville, которые обошлись казне в 18,4 тысяч российских рублей. Это существенная сумма, на которой правитель решил не останавливаться. С 1906 появляется еще несколько единиц техники, к концу года в гараже находилось 6 машин с общей стоимостью в 100 тысяч рублей.
Для поддержания технической исправности к 1908 году был нанят штат из 26 сотрудников, которые обслуживали средства транспорта в полной мере. Во время Первой мировой войны штат расширился до 80 человек. Расходы на содержание машин были не меньше стоимости покупки.
В 1908 было потрачено практически 70 тысяч рублей, а к 1910 – цифра превысила отметку в 95 тысяч рублей.
Наиболее роскошной покупкой считается Delaunay-Belleville 70 S.M.T. – машина, собираемая по индивидуальному заказу в 1909. На тот момент автомобиль обладал мощностью в 70 лошадиных сил, а общая масса превышала 3,5 тонны. Подобный агрегат способен разгоняться до 100 километров в час. Такая роскошь оценивалась в 23 тысячи рублей.
А какое было жалование персонала?
Как отмечалось выше, расходы на содержание автопарка обходились казне существенных денег, и это неслучайно. Стоимость месяца работы одного водителя составляла порядка 100 рублей, а подпоручика – 70.
Это связывалось со сложностью и востребованностью профессий и широких возможностей специалистов. Что касается царской семьи, царь не забывал и о ней. Ребенку в возрасте 11 лет царь подарил мини-автомобиль «Пежо-бейби».
Небольшое авто обладало скромным весом в 350 килограмм, но мощной силовой установкой. Конечно, ребенка часто не допускали к самостоятельному вождению из-за наличия гемофилии. Любая травма могла оказаться летальной. Еще одним интересным фактом считается любовь к кабриолетам. Император считал, что его должны видеть все, народ обязан лицезреть правителя.
Но такая позиция часто вызывала опасение у охраны, которая ожидала покушения.
После свержения режима в 1917 году весь автомобильный парк национализировали и пересчитали стоимость. На эту дату в гаражах императора располагалось 56 машин с общей суммой в 1 миллион рублей. Вождь народа часто пользовался техникой царской особы.