Классический автомат (автоматическая трансмиссия или АКПП) использует планетарный редуктор и гидравлический трансформатор для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии.
Вариатор (бесступенчатая трансмиссия или CVT) использует два регулируемых шкива, соединенных ремнем или цепью, для обеспечения плавного изменения передаточного числа без переключения передач.
Основные отличия:
* Плавность переключения: Вариатор обеспечивает более плавное переключение, поскольку не имеет физических передач для перехода. АКПП используют планетарный редуктор, поэтому в моменты переключения передач могут ощущаться толчки.
* Передаточные числа: Вариатор позволяет плавно изменять передаточное число в определенном диапазоне, в то время как АКПП использует фиксированные передачи с ограниченным количеством передаточных чисел.
* Эффективность: Благодаря плавному изменению передаточного числа вариаторы обычно имеют лучшую топливную экономичность, чем АКПП.
* Сложность: Вариаторы сложнее в конструкции и обслуживании, чем АКПП.
* Надежность: В целом, АКПП считаются более надежными и долговечными, чем вариаторы.
* Применение: АКПП обычно используются в автомобилях с большими двигателями и высокими крутящими моментами, а вариаторы часто встречаются в экономичных автомобилях и компактных внедорожниках.
Дополнительные характеристики:
* Тип привода: АКПП бывают передне-, задне- и полноприводными, а вариаторы, как правило, являются передне- или полноприводными.
* Управление: АКПП обычно управляются с помощью рычага переключения передач, а вариаторы могут иметь рычаг или круговой селектор.
* Ручное управление: Некоторые АКПП и вариаторы предлагают возможность ручного переключения передач, которая имитирует работу механической коробки передач.