На всероссийской автомобильной выставке еще в июле 1896 году наша страна представила новую модель российского авто. Это был коллективный проект фабрики экипажей П. Фрезе и петербургского машиностроительного чугунно- и меднолитейного завода Е. А. Яковлева.
1. Автомобиль Яковлева-Фрезе
Яковлев и Фрезе подумали собрать свой первый автомобиль в 1893 году. Подвигло их к этому посещение чикагской выставки, где они приметили машину Карла Бенца. Промышленникам из России потребовалось некоторое время для обхождения патентных преград и изобретения новой самоходной коляски. В итоге вес готового изделия составил 300 кг, мощность мотора равнялась 2 лошадиным силам. Без дополнительной заправки можно было проехать 10 километров, а максимальная скорость составляла 21 км/ч. Авто тогда имело всего две передачи.
Но серийный выпуск изобретения так и не начался по причине смерти Е. А. Яковлева. Его партнеры посчитали, что производить автомобили – невыгодное дело, поэтому совместная работа с Фрезе была прекращена. И тому пришлось делать закупки моторов за границей. После этого он продал компанию Русско-Балтийскому заводу, на котором затем и начали серийно выпускать машины.
2. Машина Романова
И. В. Романов, одесский дворянин, в 1899 году сделал первый электродвигатель. Это произошло через три года после того, как создали бензиновый двигатель. Машина Романова оказалась более быстрой и тяжелой, чем машина Яковлева-Фрезе. Это авто весило 750 килограммов, а его максимальная скорость уже доходила до 37 км/ч.
Стоит отметить, что половину из 750 кг составлял вес аккумулятора. Он был одноразовым и не заряжался. Его хватало всего на 65 км, то есть на 2-3 часа езды.
Интересно, что все тот же Романов также изобрел модель омнибуса, рассчитанного на 17 человек. Его предельная скорость доходила до 19 км/ч.
Правда, финансовой поддержки Романову так и не оказали, поэтому его электромобили не попали в серийный выпуск.
3. «Дукс»
В 1906 году в компании «Дукс» изобрели первый паромобиль, который во всем обходил электромобили и бензиновые авто. Новинка выглядела более изящно: она была бесшумной по сравнению со своими бензиновыми и электрическими собратьями, а также более быстрой.
Мощность паромобилей составляла от 6 до 40 л.с. Предприятие выпускало легковые машины, мотоциклы, омнибусы, аэросани и железнодорожные резины. Максимальная скорость гоночных моделей доходила до 140 км/ч.
4. «Руссо-Балт»
Авто марки «Руссо-Балт» вышло самым надежным и популярным в мире. Это был первый автомобиль, покоривший Везувий. Первый экземпляр выпустили в 1909 году. Были созданы две ведущие модели: С (более крупная и мощная, 24 л.с.) и К (поменьше и с меньшей мощностью, всего 12 л.с.).
На гонках Санкт-Петербург-Монако в 1912 и 1913 годах машины «Руссо-Балт» заняли лидирующие позиции.
5. «Пузырев-28-35»
Иван Пузырев отличился тем, что решил создать полностью русский автомобиль, все детали которого были бы сделана у нас в стране. Более того, он заново разработал всю конструкцию, взяв все же за основу американский «Case». Стоит сказать, что не выгода важна была для Пузырева, а сама идея создать полностью отечественное авто.
Машина в итоге получилась очень надежной, но громоздкой, а по цене превышала даже дорогих «Руссо-Балтов», что, конечно, не делало ее популярной.