Вариаторная коробка передач (вариатор) — это тип бесступенчатой трансмиссии, которая обеспечивает плавное изменение передаточного отношения без использования фиксированных передач.
Принцип работы:
* Вариатор имеет два конических шкива, которые могут сближаться и отдаляться друг от друга, изменяя их радиус.
* На шкивы закручены ремень или цепь.
* По мере сближения шкивов ремень перемещается наружу к большему радиусу, а по мере раздвижения шкивов ремень перемещается внутрь к меньшему радиусу.
* Это изменение радиуса шкивов приводит к изменению передаточного отношения трансмиссии от низкого (сближенные шкивы) до высокого (раздвинутые шкивы).
Преимущества вариатора:
* Плавное переключение передач: Вариатор обеспечивает плавное и незаметное изменение передаточного отношения, что приводит к комфортной и бесшумной езде.
* Повышенная топливная экономичность: Постоянная регулировка передаточного отношения позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, что снижает расход топлива.
* Компактность: Вариаторы имеют меньший размер и вес, чем традиционные коробки передач.
Недостатки вариатора:
* Ограниченный крутящий момент: Вариаторы не рассчитаны на передачу высокого крутящего момента, поэтому они не подходят для мощных транспортных средств.
* Стоимость производства: Вариаторы стоят дороже, чем традиционные коробки передач.
* Надежность: Вариаторы более сложны и могут быть менее надежны, чем традиционные коробки передач.
Применение:
Вариаторы в основном используются в небольших и средних транспортных средствах, таких как:
* Городские автомобили
* Компактные внедорожники
* Скутеры и мотоциклы