Автоматическая коробка передач (АКПП) — это тип трансмиссии, который автоматически переключает передачи в зависимости от скорости автомобиля и нагрузки на двигатель.
Принцип работы:
1. Преобразователь крутящего момента (ГДТ): ГДТ расположен между двигателем и трансмиссией. Он состоит из турбины, которая соединена с двигателем, и насоса, который соединен с трансмиссией. Когда двигатель работает, турбина вращается, создавая крутящий момент, который переносится на насос.
2. Планетарная передача: Планетарная передача — это механизм, состоящий из центральной шестерни, вокруг которой вращаются несколько планетарных шестерен. Переключение передач осуществляется путем перемещения планетарных шестерен и шестерен, связанных с ними.
3. Гидравлический клапан: Гидравлический клапан управляет потоком жидкости в коробке передач. Он использует давление жидкости для включения и выключения различных фрикционов и лент, которые задействуют планетарную передачу.
4. Электронный блок управления (ЭБУ): ЭБУ контролирует работу АКПП. Он получает входные сигналы от различных датчиков, таких как датчик скорости, датчик оборотов двигателя и датчик положения дроссельной заслонки. Затем ЭБУ использует эти сигналы для определения оптимального передаточного числа в зависимости от дорожных условий и нагрузки на двигатель.
Процесс переключения передач:
1. Ускорение: При ускорении ЭБУ подает сигнал на гидравлический клапан, чтобы включить фрикцион, который задействует планетарную передачу с более низким передаточным числом. Это обеспечивает большее крутящего момента на ведущих колесах, что приводит к ускорению автомобиля.
2. Замедление: При замедлении ЭБУ подает сигнал на гидравлический клапан, чтобы включить фрикцион, который задействует планетарную передачу с более высоким передаточным числом. Это уменьшает крутящий момент на ведущих колесах и позволяет двигателю работать на более низких оборотах.
3. Удержание передачи: На постоянной скорости ЭБУ поддерживает текущую передачу, не переключая ее ни вверх, ни вниз.
АКПП бывают разных типов, включая классические гидромеханические АКПП, современные электронные АКПП и коробки передач с двойным сцеплением.