Изначально Россия находилась под прочным занавесом отказа от импортных автомобилей. Вовсю отечественные заводы гнали свою продукцию и большинство водителей жили в уверенности, что наш автопром находится на достойном уровне развития. Потом в 90-х в РФ все же хлынет поток более качественных во всех планах зарубежных авто, укоренившееся мнение в головах людей мнение начнет меняться, а суждения примут весьма другой характер. Но это будет потом! А пока мы перенесемся в 1966 год, когда Советский Союз начинает возведение нового завода с целью производства малолитражных легковушек.
Как все начиналось
Как оказалось, дать заводу имя так же непросто, как и соорудить столь масштабное в развитии всей автомобильной промышленности сооружение. Взять за идею аналогию с именами уже существующих автогигантов наподобие «ГАЗа» или «МАЗа» – не совсем звучит. Поэтому в официальных бумагах использовали наименование «Завод по производству легковых автомобилей в городе Тольятти».
Нынешнее название невольно подкинули содействующие стройке работники итальянской компании Fiat, которые для облегчения понимания сократили данное до просто «Завод на Волге». Прошло около года, и «Волжский автомобильный завод», можно сказать, приклеилось за ним. Аббревиатура по первым буквам (ВАЗ) в будущем станет визитной карточкой страны.
Почему «Жигуль» мог быть «Гвоздикой»
Если с заводом все же разобрались, вопрос названия машин встал на повестку дня буквально целого государства. Итоги (вдумайтесь в слово!) всесоюзного конкурса подвели в 1968 году и отобрали из 10 тысяч народных задумок только одну сотню. Была вероятность, что по дорогам СССР катался бы не «Жигуль», а например, «Гвоздика» – что за нелепостью было отброшено и забыто сразу же. В итоге ВАЗ-2101 обрел шикарное имя горной местности близ Тольятти.
Название для экспортных моделей
Такие «географические» имена в Союзе были явлением частым и привычным. Однако в скором времени, когда завод начал готовить авто к экспорту, произошел смешной курьез. Если у нас слово «жигули» не вызывает никаких ассоциаций, то для иностранцев подобное название гарантировало бы целую бурю эмоций. Дело в том, что несколько зарубежных языков имеют созвучие между «жигули» и «жиголо». А что жиголо – это асоциальный молодой юноша, не пренебрегающий вниманием дам, – все мы в курсе.
Тогда сотрудники одного из отделов «ВАЗа» решили проблему быстро и эффективно, выбрав в качестве заграничного псевдонима советской «ласточке» благозвучное на всех языках «Лада». «LADA» и пишется хорошо, и воспринимается легко, а также несет в себе весьма позитивный настрой, в переводе обозначая «любимая». В наше время для обновленных моделей завода и внутреннего рынка страны использовали уже успешное когда-то «Лада» – в общем, мудрить не стали.
Товарный знак тольяттинских машин родился вместе с ВАЗ-2101. Ладья под парусом в виде заглавной буквы «В» – как отсылка к названию родного места производства. С тех времен эмблему неоднократно видоизменяли, но главный посыл остается тем же до сих пор.