Человек за все время существования цивилизации неизменно стремился к созданию все больших комфортных условий для себя, постоянно что-то придумывал, обтесывал, приклеивал, строгал и паял. И действительно, научно-технический прогресс – не просто красивое сочетание слов, а процесс, позволяющий решать самые сложные проблемы в жизни. Это касается всех изобретений в истории человечества, в том числе и усилителя рулевого управления.
Эволюция руля
Первым автомобилем со штурвалом вместо рукоятки признана модель марки Panhard, что приняла участие в гонке Париж-Руан в 1894 году. Спустя несколько лет рулевое управление автомобилей распространилось практически по всей Европе.
И хотя это явилось серьезным шагом вперед, все же длительное время крутить рулевое колесо автомобиля было делом не из легких. Вот почему вождением автотехники поначалу занимались исключительно мужчины. Более того, на грузовиках шофер работал не в одиночку – ему полагался помощник, который не только содействовал в проведении ремонтных работ, но и выручал водителя с выворачиванием руля на наиболее крутых поворотах.
Нет ничего странного, что уже тогда люди стали задумываться об усилителе руля. Первым таким устройством стал рычаг авторства некоего господина Фиттса. Случилось это относительно недавно – в середине семидесятых годов XIX столетия. Что там имелось в предложенной конструкции точно неизвестно, но история сохранила имя разработчика. В начале 1900 года был запатентован рулевой механизм с усилителем американца Роберта Твайфорда. Спустя два года британец Фредерик Ланчестер предложил миру вариацию гидравлической системы, а через некоторое время усовершенствовал ее, добавив к ней вакуумный усилитель.
Прорыв XX века
Ни один из этих патентов не нашел применения на серийном авто. Прорывным в этом отношении стал усилитель руля на грузовой машине Columbia, выпущенной в 1903 году. Тогда рулевое управление на вакууме (сжатом воздухе) стали использовать повсеместно. К минусам пневматики причисляли:
- значительный шум;
- невозможность амортизировать удары от неровностей из-за большой упругости воздуха.
В 20-х годах инженер компании Pierce Arrow Фрэнсис Дэвис изобрел систему рулевого управления с гидроусилителем и установкой на легковые машины марки Cadillac. Умельца сразу же пригласили в General Motors. Все шло хорошо, но однажды владелец компании пришел к выводу, что разработки слишком дорого ему обходятся, и расторг контракт с Дэвисом. Изобретателю удалось убедить продолжить изыскания руководство фирмы Bendix. К концу 30-х годов было выпущено с десяток гидравлических систем Дэвиса, но лишь две из них пошли в серийное производство – и устанавливались они на моделях марки Buick.
Во время Второй мировой войны изыскания Дэвиса нашли применение в военной технике – бронемашине Chevrolet для британской армии.
Как обстоят дела сейчас?
На большинстве современных автомобилей установлены гидравлические усилители рулевого управления, в которых насос создает давление в гидравлическом цилиндре, то есть силовом элементе. Сейчас распространены гидрорули, где силовой и распределительный механизм объединены с рулевым в едином корпусе.
До этого были изобретены электроусилители руля и прочие варианты гидроусиления с дополнительными элементами. Разработками занимались такие автогиганты, как Chrysler, Citroën и некоторые другие. Отныне крутить баранку под силу даже детям. Возможно, в будущем автомобили перестанут нуждаться в водителях. Вот тогда и отпадет потребность в руле, но до этого еще далеко…