Как работает АКПП (автоматическая коробка передач)
Автоматическая коробка передач (АКПП) обеспечивает автоматическое переключение передач в зависимости от скорости автомобиля и нагрузки на двигатель. Вот как это работает:
1. Гидротрансформатор
* Состоит из турбинной помпы, соединенной с двигателем, и турбины, соединенной с коробкой передач.
* Жидкость, циркулирующая между турбинами, создает сцепление и передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии.
* Заполняет функции: демпфер (поглощение вибраций и рывков), а также обеспечивает плавное трогание с места.
2. Планетарные передачи
* Сочетание солнечных шестерен, планетарных шестерен и водила.
* Различные комбинации зацепления этих элементов обеспечивают разные передаточные числа.
3. Фрикционные диски
* Размещаются внутри барабанов и связывают планетарные передачи с валами АКПП.
* Сжатие или отпускание фрикционных дисков механически переключает передачи.
4. Гидравлическая система
* Состоит из насоса, который создает давление, и гидроклапанов, которые регулируют поток жидкости.
* Давление жидкости направляется на фрикционные диски для включения и выключения передач.
5. Модуль управления АКПП (TCM)
* Электронный контроллер, который получает сигналы от различных датчиков (обороты двигателя, скорость автомобиля, положение дроссельной заслонки) и определяет, когда переключить передачу.
* Управляет гидравлической системой и включает соответствующие фрикционные диски для переключения.
6. Процесс переключения передач
* Когда автомобиль трогается с места, гидротрансформатор обеспечивает необходимое сцепление.
* TCM определяет, когда требуется переключить передачу, исходя из скорости и нагрузки.
* Гидравлическая система направляет давление жидкости на соответствующие фрикционные диски, чтобы сцепить планетарные передачи и изменить передаточное число.
* Гидротрансформатор скользит, обеспечивая плавный переход между передачами.
Основные типы АКПП:
* Гидравлическая АКПП: использует давление жидкости для управления переключением передач.
* Электронно-управляемая АКПП: имеет электронную систему управления, которая дополнительно регулирует переключение передач.
* Вариатор (CVT): использует набор конусов и ремней для плавного и непрерывного изменения передаточного числа.