Постепенно вес бортовой сети легковушки увеличивается. Например, за последние 10 лет она потяжелела на 10 килограммов – по килограмму за сезон! Стоит констатировать: электрические связи замещают прежние, механические. При этом длина проводки растет, она становится толще, и в авто практически не осталось неэлектрифицированных зон.
Лет через пять бортсеть наверняка потяжелеет дополнительно еще на десяток килограммов. Ведь процент электроники в автотехнике поднимется еще выше. Разработчикам ничего не остается, как усиленно думать, изыскивая приемы сделать электрическую схему легче и надежней.
Машина на «цифровой диете»
«Сбросить вес» проводке помогают шины. Правда, не те, что на колесах, а электрические, которые передают сигналы. По сравнению с аналогом, у исполнительных механизмов появились свои блоки управления, к которым подводятся не толстые жгуты, а несколько проводов без учета электропитания. И если объемы задач, возложенные на электронику, будут увеличиваться, то необходимо продумать, как упростить электрические схемы и сэкономить на меди.
Важнейшую роль в схеме играет последовательная шина CAN (сеть контроллеров). По ней команды передаются по одному каналу друг за другом. Она образована двумя проводами – витой парой. Сейчас в автомобиле, как правило, прокладывают несколько CAN-шин. Так гораздо надежнее: выйдет из строя одна ветка, зато будут функционировать остальные, и работа системы не прервется. Большинство данных по CAN-шине передаются к мотору, трансмиссии, подушкам безопасности, ABS, ESP – к ним они поступают быстрее, нежели к климат-контролю или аудиосистеме.
Если не требуются повышенная надежность и скорострельность, применяется однопроводная шина LIN (локальная соединительная сеть). Допустим, блок управления климатической установкой задействован на CAN, а LIN проходят к подчиненным механизмам: к вентилятору, приводам заслонок, обогреву сидений.
Системы мультимедиа запитываются оптоволокном, поскольку на него не действуют электромагнитные помехи.
Четырехколесный компьютер
Шины – дебютный ход к полной компьютеризации оборудования. Последующий шаг – это схема с центральным процессором, обрабатывающим поступающие в него сведения и согласовывающим деятельность абсолютно всех системных ресурсов. На сегодня в машине среднего класса имеется до семидесяти блоков управления с индивидуальным программным обеспечением, связанных друг с другом, но не имеющих единого «начальника». Возможно, в будущем командные функции примет на себя операционка.
В результате сокращения количества блоков управления и проводки бортсеть упростится и уменьшится. К тому же известно, что чем меньше компонентов, тем реже случаются сбои.
Вдобавок авто теперь получает доступ к технологии Plug and Play, а позволяет подключать дополнительные устройства и изменять характеристики ранее установленных. Благодаря этому устаревшие модели смогут дольше оставаться в строю. И добывать свежие программы бортовой компьютер будет самостоятельно через интернет.