Принцип работы автоматической коробки передач (АКПП)
АКПП — это тип трансмиссии, которая автоматически переключает передачи, основываясь на скорости транспортного средства и нагрузке на двигатель. Она состоит из следующих основных компонентов:
Гидротрансформатор
* Соединяет двигатель и трансмиссию.
* Содержит турбину, реактор и насос, заполненные трансмиссионной жидкостью (ТЖ).
* Передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии и устраняет рывки при переключении передач.
Планетарный редуктор
* Содержит солнечную шестерню, планетарные шестерни и кольцевую шестерню.
* Позволяет трансмиссии иметь несколько передач, используя различные комбинации взаимодействия шестерен.
Фрикционные пакеты
* Состоят из фрикционных дисков, прижимаемых друг к другу с помощью поршней, управляемых гидравлическим давлением.
* Включают и выключают различные комбинации передачи редуктора, меняя передаточное отношение.
Гидравлический блок управления
* Управляет гидравлическим давлением, которое приводит в действие фрикционные пакеты.
* Получает входные сигналы от различных датчиков, таких как датчик скорости, датчик нагрузки двигателя и датчик дроссельной заслонки.
* Определяет подходящую передачу и переключает передачи в соответствии с ними.
Электронный блок управления (ЭБУ)
* Присутствует в современных АКПП.
* Вместо гидравлического блока управления использует электронные компоненты для управления трансмиссией.
* Обеспечивает более точное и адаптивное переключение передач.
Процесс переключения передач
1. Когда водитель перемещает рычаг переключения передач в определенное положение (например, «D» для движения), гидравлический блок управления перенаправляет ТЖ в соответствующие каналы.
2. ТЖ под давлением активирует фрикционные пакеты, прижимая фрикционные диски вместе в определенной комбинации.
3. Это взаимодействие шестерен изменяет передаточное отношение, передавая разное количество крутящего момента на выходной вал трансмиссии.
4. Поскольку скорость транспортного средства увеличивается или нагрузка на двигатель меняется, датчики передают сигналы в гидравлический блок управления.
5. Блок управления регулирует гидравлическое давление, чтобы переключиться на другую передачу, обеспечивая плавное и бесшовное переключение.
Режимы АКПП
Помимо стандартного режима вождения (D), многие АКПП имеют дополнительные режимы, такие как:
* N (нейтраль): Трансмиссия разъединена, автомобиль может катиться свободно.
* P (парковка): Трансмиссия механически заблокирована, предотвращая движение автомобиля.
* R (реверс): Трансмиссия переключает передачу на обратное направление.
* S (спорт): Изменяет характеристики переключения передач для более отзывчивого вождения.
* L (low): Удерживает трансмиссию на низких передачах для обеспечения большего крутящего момента на низких скоростях.