Автомобиль во времена Советского Союза был не столько средством передвижения, сколько показателем роскоши. Особенно это касалось иномарок. Приобрести зарубежное авто могли себе позволить далеко не все. А те, кто все-таки покупали, попадали под строгое наблюдение и даже могли лишиться свободы.
Как покупали
О том как в Советском Союзе покупали автомобили, сложено много анекдотов даже за рубежом. Ведь советскому человеку для приобретения машины необходимо было около десяти лет стоять в очереди. Нельзя было спокойно посетить автосалон и выбрать понравившуюся марку, цвет, а затем просто купить. Это был нелегкий процесс. И покупка машины практически напрямую зависела от места, в котором человек работал. У простого работника завода тогда было больше шансов приобрести новый автомобиль, чем у торговца, врача или профессора университета. А ведь были и такие профессии, которые гарантировали, что у человека не будет вообще шансов на покупку авто. То есть тем, кто желал получить через десять лет автомобиль, было предпочтительнее устроиться работать на завод. Но и это еще не все.
Работник, пожелавший приобрести автомобиль, должен был сначала предъявить письменное заявление своему руководству. Заявление внимательно рассматривали, досконально проверяя и самого работника, его биографию, заслуги на работе, насколько продуктивно он отработал весь прошлый год и участвовал ли в общественной деятельности предприятия. Имело также значение его участие в комсомольской и партийной организациях, членство в комсомолах и октябрятах, а также знание коммунистических ценностей.
Только спустя год после подачи заявления можно было узнать, одобрен ли запрос. В случае одобрения заявление передавали в профсоюз, а далее следовала очередь длиной в несколько лет. Потому что в те времена был серьезный дефицит товаров народного потребления, в том числе автомобилей.
У профсоюза каждый год имелось определенное количество автомобильных квот, которые распределялись между разным государственными организациями. Потом уже местный профсоюз вместе с организацией решали, какие работники первыми получат авто.
Приобретение иномарок
Иномарки были предметом роскоши в СССР. Долгое время купить их могли лишь немногие люди, в их числе артисты, дипломаты, спортсмены, летчики, чиновники. Среди первых лидеров, разъезжавших по стране на иностранных машинах, был Ленин. Ему принадлежал «Роллс-Ройс».
Иномарки в СССР появлялись разными путями: были подарены или куплены, являлись трофейными и полученными по ленд-лизу. В основном же они попадали в страну через дипломатов. Когда дипломату нужно было переезжать, он оставлял свое авто в комиссионном магазине, где его и покупали граждане страны.
Часто иностранные авто были дорогим подарком. Так Юрий Гагарин, любивший хорошие иномарки, получил в подарок спортивную Matra Bonnet от французского производителя.
Много автомобилей перевозили моряки, которые рисковали попасть под штрафы, ведь разрешено было перевозить не больше одной машины.
В конце 1970 годов стало проще. Были снижены таможенные пошлины на подержанные авто, чем быстро воспользовались артисты. Они, в отличие от чиновников, имели возможность демонстрировать приобретения, которые выбрали самостоятельно, а не получили то, что есть. Правда, основной проблемой тут оставались поломки. Ведь если подержанное авто ломалось на дорогах, найти запчасти становилось настоящей проблемой.