Гидромеханическая коробка передач (ГМП)
Гидромеханическая коробка передач (ГМП) представляет собой автоматическую коробку передач, которая использует гидравлический преобразователь крутящего момента и механические планетарные передачи для изменения передаточного отношения.
Компоненты
Основные компоненты ГМП включают:
* Гидравлический преобразователь крутящего момента: Обеспечивает плавное соединение между двигателем и коробкой передач, умножая крутящий момент на низких оборотах и действуя как гидромуфта на высоких оборотах.
* Планетарная передача: Механическая коробка передач, состоящая из набора планетарных шестерен, солнечной шестерни и коронной шестерни, которые используются для изменения передаточного отношения.
* Гидравлический блок: Содержит клапаны и каналы, которые управляют гидравлическими потоками в коробке передач, обеспечивая переключение передач.
* Электронный блок управления (ЭБУ): Управляет коробкой передач, включая определение момента переключения передач, блокировки гидротрансформатора и других функций.
Принцип работы
ГМП работает следующим образом:
1. Двигатель приводит в движение гидравлический преобразователь крутящего момента, который соединяется с планетарной передачей.
2. При низких оборотах гидротрансформатор умножает крутящий момент двигателя, что позволяет автомобилю плавно трогаться с места.
3. Когда обороты двигателя увеличиваются, гидротрансформатор блокируется, обеспечивая прямое механическое соединение между двигателем и коробкой передач.
4. Гидравлический блок использует давление масла для срабатывания клапанов, которые изменяют положение планетарных передач, изменяя передаточное отношение.
5. ЭБУ контролирует различные параметры, такие как обороты двигателя, скорость автомобиля и положение дроссельной заслонки, для определения оптимального момента переключения передач.
Преимущества
ГМП обладают следующими преимуществами:
* Плавное переключение передач: Гидравлический преобразователь крутящего момента обеспечивает плавное переключение передач без рывков.
* Прочность и надежность: Гидравлические компоненты и планетарные передачи рассчитаны на высокую нагрузку.
* Автоматическое переключение передач: Водитель не управляет коробкой передач вручную, а переключает ее автоматически в зависимости от условий движения.
* Возможность буксировки: Некоторые ГМП рассчитаны на буксировку тяжелых грузов.
Недостатки
ГМП также имеют некоторые недостатки:
* Потери мощности: Гидравлический преобразователь крутящего момента приводит к некоторым потерям мощности двигателя.
* Расход топлива: ГМП обычно менее экономичны, чем механические коробки передач.
* Сложный ремонт: Ремонт ГМП требует специальных знаний и оборудования.
* Ограниченный тормозной эффект двигателем: Гидротрансформатор ограничивает тормозной эффект двигателем, что может усложнять управление автомобилем на крутых склонах.