Коробка передач вариатор (от англ. variable — переменный) — трансмиссия, позволяющая плавно изменять передаточное отношение между двигателем и трансмиссионным валом.
Принцип работы:
* В вариаторной трансмиссии используются два шкива или конуса, между которыми проходит ведущий и ведомый ремни или цепи.
* Когда трансмиссия переключается на более низкую передачу, ведущий шкив сжимается, заставляя ремень или цепь переместиться наружу на ведомом шкиве, уменьшая передаточное отношение.
* При переключении на более высокую передачу происходит обратное: ведущий шкив расширяется, заставляя ремень или цепь переместиться внутрь на ведомом шкиве, увеличивая передаточное отношение.
Основные типы вариаторов:
* Механический вариатор: использует шкивы с изменяемым диаметром, соединенные ременным приводом.
* Гидростатический вариатор: использует насос для циркуляции жидкости между ведущим и ведомым ротором и гидромотором для регулировки скорости.
* Гидромеханический вариатор: сочетает в себе элементы механического и гидростатического вариаторов для плавного и эффективного переключения передач.
Преимущества вариатора:
* Плавное и непрерывное переключение передач, обеспечивающее более комфортную езду.
* Повышенная топливная экономичность благодаря возможности поддерживать двигатель в оптимальном диапазоне оборотов.
* Более простой и компактный дизайн по сравнению с традиционными коробками передач.
Недостатки вариатора:
* Относительно дорогой и сложный в производстве.
* Меньшая долговечность ремней или цепей по сравнению с механическими коробками передач.
* Менее эффективный, чем механические коробки передач при высоких нагрузках и оборотах двигателя.