«Машина из салона» — мечта многих, но прагматики понимают, что это не самое выгодное вложение денег, ведь новые автомобили быстро теряют в цене и требуют дорогого техобслуживания у официального дилера. А вот автомобиль с пробегом может стать выгодным приобретением – если повезёт найти беспроблемный экземпляр в хорошем состоянии. Но как понять, каково состояние авто, если ты не механик?
Забегая вперёд скажем, что совсем без механика обойтись не удастся: осмотр машины на подъёмнике или «яме» — это обязательный пункт программы выбора подержанного автомобиля. Но прежде чем отправляться в автосервис и отдавать деньги за диагностику, можно самостоятельно произвести несколько несложных действий, которые подскажут, стоит ли вообще продолжать осмотр.
1. Произведите внешнюю оценку авто. Найдите очаги коррозии, осмотрите краску и постарайтесь разглядеть, не отличаются ли одни кузовные детали от других по цвету. Лучше всего это делать на ярком солнце, тогда любые покрасочные мероприятия становятся очевидными. Можно взять с собой несильный магнит, завёрнутый в ткань: если он прилипает к кузову, то всё в порядке, а если отваливается – значит, под краской прячется толстый слой шпатлёвки. Это повод поподробнее расспросить хозяина авто о его аварийном прошлом.
2. Оцените геометрию кузова. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд: серьёзные аварии всегда оставляют след, даже если машину отремонтировали. Проще всего осмотреть кузовные зазоры: они должны быть ровными и симметричными. А вот если капот или крышка багажника с одной стороны прилегают к крылу плотнее, чем с другой, значит, машина точно побывала в ДТП.
Об авариях также могут рассказать покрышки и стёкла. Неравномерный износ резины говорит о нарушении геометрии кузова, а маркировка на стёклах подскажет, в каком году они были выпущены. Если дата не совпадает с годом выпуска машины, значит стекла меняли.
3. «Пробейте» машину по документам. Это раньше произвести подобную процедуру можно было, лишь имея знакомых в ГИБДД, а сейчас проверка по VIN доступна каждому. Нужно зайти на gibdd.ru и ввести цифры из ПТС в специальную форму. Система выдаст данные о том, сколько раз машина была зарегистрирована, не находится ли она в розыске, не наложены ли на неё ограничения судебными приставами и, самое важное, в каких ДТП она побывала.
4. Оригинал или дубликат ПТС? Если машине меньше трёх лет, а оригинал ПТС по каким-то причинам «утерян», то лучше отказаться от покупки: велика вероятность, что вам пытаются продать кредитный автомобиль. ПТС в этом случае стоит «поискать» в залоге у банка, а автомобиль, скорее всего, через какое-то время окажется арестован и изъят по решению суда.
5. Поговорите с продавцом. Адекватный владелец, которому нечего скрывать, расскажет и об аварийном прошлом машины, и о том, где её обслуживали, и о последних ремонтах/заменах запчастей, покажет сервисную книжку и предоставит счета от механика. Если же продавец не может внятно рассказать об истории машины – дело нечисто. Либо перед вами абсолютная развалина, которую слегка подремонтировали для продажи, либо автомобиль продаёт не владелец, а перекупщик. О последнем может косвенно свидетельствовать ПТС: если продавец владеет автомобилем 1-3 месяца, то, скорее всего он купил его для перепродажи.
Также стоит отказаться от покупки, если продавец давит, торопит, просит немедленно выплатить задаток и обещает продать машину кому-нибудь другому. Иногда может даже появиться подставной покупатель-конкурент, который готов «немедленно купить этот великолепный автомобиль». Не ведитесь на манипуляции!
6. Избегайте таксистов. На первый взгляд, бывшие такси выглядят неплохо: хорошее состояние краски на кузове, небольшой пробег. Вот только последний почти всегда оказывается скрученным, а краска сохраняется исключительно потому, что машина была оклеена плёнкой. Техническое же состояние такого автомобиля оставляет желать лучшего: год с «шашечками» можно смело приравнивать к 3-5 годам нормальной эксплуатации. Вычислить такси можно по стёртым педалям, отполированному покрытию руля и поношенной обивке сидений, а также по «уставшим» дверным уплотнителям и потрёпанному кожуху рычага механической коробки. Если же водитель использовал чехлы и накладки, а перед продажей снял их, то скрученный пробег сможет выявить только механик в сервисе.
7. Не верьте сказкам. Если вам продают 8-10-летнюю машину с мизерным 20-тысячным пробегом, мотивируя это тем, что на ней «ездили только на дачу, а потом долго в гараже стояла», это повод задуматься. В среднем даже при минимальной эксплуатации авто проезжает 6-8 тысяч километров в год, так что это, скорее всего, сказка для доверчивых покупателей, за которой стоит всё тот же скрученный пробег. Нет, жемчужины гаражного хранения в идеальном состоянии, конечно, тоже встречаются, но их покупают очень быстро. Посмотрите, когда было дано объявление: если больше 2-3 дней назад, а машину всё ещё не забрали, значит всё не так радужно, как кажется на первый взгляд.
8. Попросите скидку или бонус. Идеальных автомобилей с пробегом не бывает, а значит всегда можно поторговаться, особенно после того, как вы съездили-таки в сервис и узнали о неочевидных дефектах авто. Как правило, механик на месте может оценить стоимость ремонта, который потребуется автомобилю в ближайшее время – вот на эту сумму и нужно просить скидку. Иногда вместо уступки в деньгах продавец может предложить комплект резины и/или дисков, запчасти или дополнительное оборудование – например, фаркоп, предпусковой подогреватель или видеорегистратор. Тут всё зависит от ваших планов: фаркоп может и не пригодиться, а вот хороший (и уже подключенный) видеорегистратор – отличное дополнение к машине.
Материал подготовлен при поддержке компании Mio Technology.