Принцип работы автоматической коробки передач (АКПП)
Автоматическая коробка передач (АКПП) — это тип трансмиссии, который автоматически переключает передачи без вмешательства водителя. Она состоит из следующих основных компонентов:
* Гидротрансформатор (ГТР)
* Планетарный редуктор
* Тормозные ленты и муфты сцепления
* Модуль управления АКПП
Гидротрансформатор (ГТР)
ГТР — это устройство, которое передает крутящий момент от двигателя к коробке передач. Он состоит из трех основных элементов:
* Турбина
* Насос
* Статор
Турбина соединена с валом двигателя, а насос — с валом коробки передач. Статор расположен между ними и не вращается.
Когда двигатель работает, турбина получает крутящий момент от насоса через статор. Статор направляет поток жидкости, создавая дополнительный крутящий момент. Это позволяет АКПП трогаться с места без рывков и обеспечивает плавное переключение передач.
Планетарный редуктор
Планетарный редуктор — это устройство, которое обеспечивает передачу крутящего момента с одной скорости на другую. Он состоит из следующих элементов:
* Солнечная шестерня
* Планетарные шестерни
* Коронная шестерня
Солнечная шестерня расположена в центре редуктора и соединена с валом двигателя. Планетарные шестерни вращаются вокруг солнечной шестерни และติดอยู่กับตัวพาห์ดาวเคราะห์ที่มีฟันเฟืองที่เข้ากันได้กับฟันเฟืองโซลาร์เซลล์ Crown gear находится снаружи редуктора и соединена с валом коробки передач.
Переключение передач осуществляется путем включения или выключения тормозных лент и муфт сцепления, которые блокируют или разблокируют определенные элементы планетарного редуктора.
Тормозные ленты и муфты сцепления
Тормозные ленты и муфты сцепления — это устройства, которые служат для включения и выключения передач. Тормозные ленты останавливают вращение определенных элементов, а муфты сцепления передают крутящий момент от одного элемента к другому.
Модуль управления АКПП
Модуль управления АКПП — это электронный блок управления, который контролирует работу АКПП. Он получает сигналы от различных датчиков, таких как датчик скорости, датчик положения дроссельной заслонки и датчик давления в ГТР.
На основе этих сигналов модуль управления определяет, когда и какие передачи необходимо переключить. Он также управляет работой ГТР, тормозных лент и муфт сцепления.
Как работает АКПП
Когда водитель переводит селектор АКПП в положение «D» (Drive), модуль управления АКПП включает муфту сцепления, соединяющую двигатель с ГТР. ГТР передает крутящий момент к планетарному редуктору, где включаются тормозные ленты и муфты сцепления для включения первой передачи.
По мере увеличения скорости автомобиля модуль управления переключает передачи, включаю и выключая различные элементы планетарного редуктора посредством тормозных лент и муфт сцепления. ГТР также блокируется при более высоких скоростях для повышения эффективности.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, модуль управления снижает давление в ГТР и включает тормозные ленты, замедляя автомобиль. При полной остановке включается муфта парковки, которая блокирует коробку передач.