Сцепление в автоматической коробке передач (АКПП)
В отличие от механических коробок передач, в АКПП нет традиционного сцепления, которое необходимо выжимать при переключении передач. Вместо этого в АКПП используется гидротрансформатор, который выполняет функцию сцепления.
Гидротрансформатор
Гидротрансформатор состоит из:
* Насосного колеса, соединенного с коленчатым валом двигателя.
* Турбинного колеса, соединенного с валом коробки передач.
* Реакторного колеса, расположенного между насосным и турбинным колесами.
Гидротрансформатор заполнен трансмиссионной жидкостью. Когда двигатель работает, насосное колесо вращается, создавая поток жидкости. Этот поток жидкости приводит в движение турбинное колесо, которое, в свою очередь, передает мощность на вал коробки передач.
Функция сцепления
Гидротрансформатор действует как сцепление несколькими способами:
* Передача крутящего момента: Гидротрансформатор передает крутящий момент от двигателя к коробке передач, обеспечивая движение автомобиля.
* Проскальзывание: Гидротрансформатор позволяет некоторое проскальзывание между насосным и турбинным колесами, что обеспечивает плавное трогание с места и переключение передач.
* Гашение вибраций: Жидкость в гидротрансформаторе помогает гасить вибрации от двигателя, обеспечивая плавную и комфортную езду.
По мере увеличения оборотов двигателя гидротрансформатор постепенно «блокируется», что уменьшает проскальзывание и повышает эффективность передачи мощности. Это происходит благодаря воздействию блокировочной муфты, которая соединяет насосное и турбинное колеса.
Преимущества гидротрансформатора
Использование гидротрансформатора вместо традиционного сцепления в АКПП обеспечивает ряд преимуществ:
* Плавное переключение передач.
* Защита трансмиссии от чрезмерных нагрузок.
* Улучшенное сцепление на скользких поверхностях.
* Удобство вождения, особенно в режиме «stop-and-go».