К хорошему привыкаешь быстро. И добротное сервисное обслуживание на большей части автозаправок уже никого из отечественных автомобилистов не удивляет. Редко когда можно встретить на современных АЗС хамоватость обслуживающего персонала, недолив или нахальным образом разбавленный бензин, что было свойственно 90- м годам. Зато цены на топливо из тех «лихих» времен вспоминаются с ностальгией.
Да и сами владельцы заправок отмечают, что на бензине и дизтопливе четверть века назад было проще зарабатывать: не было нынешних налогов и акцизов, а оптовые закупки продукции не разоряли . И это при стоимости нефти в районе 30 долларов за баррель!
Сегодняшним сетевикам выгодны высокие цены на топливо. Еще бы, они получают в этом случае сверхприбыли, о которых даже год назад не могли и мечтать. Раньше с каждого реализованного литра у них получалось примерно 50 копеек, теперь же – около 5 рублей.
Что изменилось
В последнее время представители топливных союзов перестали сетовать на «невыносимые» условия работы. Парадокс заключается в следующем: совсем недавно они заявляли, что их компании трудятся себе в убыток, а одиночные АЗС и вовсе едва выживают. И ведь правда, в прошлом году иной раз чистая маржа розницы уходила в минус, а среднегодовая прибыль составляла 20 копеек на литр Аи-92 и 1 рубль 30 копеек на Аи-95. Как дела обстоят теперь?
Нынче прибыль от продажи продукции автозаправок возросла, и чистая маржа розницы Аи-95 достигла 6 рублей за литр. В среднем прибыль АЗС составила от 4 до 5 с лишним рублей.
Владельцы АЗС утверждают, что как раз 4 рубля прибыли – это и есть граница безубыточности. По мнению экспертов, топливные продавцы могли бы в связи с этим снизить цены на горючее, но они ожидаемо не делают этого, потому что стремятся покрыть собственные прошлогодние убытки.
Получается, что на данный момент сетевики овладели сверхприбылью, поддерживая стоимость продукта на предельно возможном максимуме, установленном в договоре между нефтяниками и правительством.
Но даже подобный профит не дает АЗС гарантии на продолжение роста маржинальности и заработка. Причин этому немало, но ключевой является ограничение по экспорту и повышение цен по вышеупомянутому договору.
АЗС добиваются прибыли не только торгуя горючим, но и продажами сопутствующих товаров. Рядом с заправками строят магазины, кафе и даже небольшие мотели. Все это пользуется спросом, ведь зачем ехать за продуктами в супермаркет, когда по тем же ценам или даже дешевле многое можно купить и при этом попутно заправит бензобак своей «ласточки».
Вместе с тем с коммерсантов на плечи потребителя «горючки» перекладываются по сути общественно-государственные обязательства. Заливая топливо в бак, каждый водитель косвенно оплачивает содержание дорог, социалку и прочие нужды страны. Если бы топливные цены искусственно не сдерживались, то ценники на заправках выросли бы еще рублей на 10-15. И опять-таки в выигрыше остались бы продавцы горючего. Потому что даже при нынешних ценах от личного транспорта мало кто отказывается. По-прежнему дороги забиты частной автотехникой, а такое явление крупных городов, как пробки, и не думает исчезать из нашей жизни.