Очень многие советские машины были скопированы с зарубежных моделей. Это началось с первых авто, которые производили по лицензии Ford. Со временем копирование стало нормой. На Западе покупались образцы для изучения, и на их основе выпускали советские аналоги. Некоторые из них стали самыми значимыми в истории СССР.
1. ГАЗ-М
В 1930-х годах в СССР на Горьковском автозаводе выпустили первую легковушку сборки ГАЗ-А, лицензионный двойник Ford. Модель вышла ненадежной. Кузов «фаэтон» вышел непригодным для холодного российского климата, поэтому очень быстро Советский Союз получил техническую документацию на новый Ford V8 Model 40.
Правда, от иностранца советский аналог заметно отличался. Под капотом была установлена «четверка» от ГАЗ-А вместо V8. Поперечные рессоры стали продольными, спицованные диски – штампованными, добавились рычажные амортизаторы и Х-образное усиление.
Всего было реализовано более 60 тысяч экземпляров автомобиля, но в свободной продаже они так и не появились.
2. ЗИЛ-111
Никита Сергеевич Хрущев, первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза, пожелал иметь машину как у президента Америки, только еще лучше. ЗИС-110, отлично служивший в течение 13 лет, уже устарел и, кроме того, стал популярным автомобилем у таксистов. А глава СССР не хотел ездить на такой же машине, что и вся страна. Поэтому в производство запустили представительское авто ЗИЛ-111, очень похожее на Cadillac.
Он имел автоматическую коробку передач с кнопочным управлением, 8-цилиндровый мотор, электростеклоподъемники, систему освещения с четырьмя фазами, гидравлический усилитель руля и салон на семь персон. Всего выпустили 112 экземпляров данного авто.
3. «Чайка»
«Чайка» стала самой красивой и массовой машиной СССР, созданной для представительского класса. Ее дизайн носит название «детройтское барокко» (или плавниковый стиль). На этом авто разъезжали главы различных ведомств и министерств, первые партийные секретари и послы СССР за рубежом.
«Чайка» имела несколько модификаций: полуфаэтоны, железнодорожная дрезина, киносъемочная.Долгое время машина не выпускалась массово. Лишь в 1970-х годах Брежнев позволил на них зарабатывать таксистам.
4. «Волга»
Черная Волга стала символом своей эпохи. Машина выпускалась с 1970 по 1992 год. Авто указывало на финансовое благополучие советского человека, и для многих было только мечтой. И все же в массовое производство изначально ее пускать не планировалось. Большая часть машин распределялась в госучреждения, таксопарки и на экспорт. Приобрести авто могли только богатые люди.
Одна из самых распространенных модификаций машины – седан. Универсалы же в основном работали с нуждами народного хозяйства.
5. «Копейка» (ВАЗ 2101)
Машину можно назвать легендой Советского Союза. Прототипом ее стал «итальянец» Fiat 124, но его пришлось во многом усовершенствовать. Таким образом было произведено больше 800 модификаций.
ВАЗ 2101 (или как его ласково сначала звали – «Единичка») был революционным автомобилем с качественной сборкой. Сейчас мало кто знает, что многие из изменений, внесенных в него конструкторами СССР, затем были использованы при изготовлении итальянских машин. Копейка полюбилась также в странах социалистического блока. В 2000 году был проведен опрос, из которого выяснилось, что «Копейка» признана лучшей российской машиной столетия.