Устройство роботизированной автоматизированной коробки передач (АКПП)
Роботизированная АКПП представляет собой механическую коробку передач, в которой процессы выжима сцепления и переключения передач автоматизированы с помощью гидравлических или электромеханических приводов. Расположение элементов в роботизированной АКПП аналогично обычной механической коробке передач, а управление осуществляется электронным блоком управления (ЭБУ).
Основные элементы:
* Коробка передач: Содержит зубчатые передачи, валы, синхронизаторы и дифференциал, как в механической КПП.
* Сцепление: Отсоединяет и соединяет трансмиссию от двигателя.
* Приводы переключения передач: Гидравлические или электромеханические актуаторы, управляемые ЭБУ, отвечающие за перемещение рычага переключения передач.
* Привод выжима сцепления: Управляется ЭБУ и отвечает за выжим сцепления во время переключения передач.
* Электронный блок управления (ЭБУ): Управляет всеми функциями трансмиссии, включая переключение передач, управление двигателем и работу сцепления.
Принцип работы:
1. Запуск двигателя: ЭБУ инициализирует коробку передач и устанавливает нейтральное положение.
2. Выжим сцепления: При нажатии на педаль газа ЭБУ активирует привод выжима сцепления, разъединяя трансмиссию от двигателя.
3. Переключение передач: ЭБУ активирует соответствующий привод переключения передач, перемещая рычаг переключения передач в нужное положение.
4. Отпускание сцепления: ЭБУ отпускает привод выжима сцепления, постепенно соединяя трансмиссию с двигателем.
5. Синхронизация оборотов: ЭБУ управляет двигателем, чтобы синхронизировать обороты двигателя с выбранной передачей.
6. Переключение передачи завершено: Когда обороты согласованы, ЭБУ блокирует выбранную передачу.
Типы:
Существует два основных типа роботизированных АКПП:
* Односцепленчатая: Имеет одно сцепление, которое используется как для трогания с места, так и для переключения передач.
* Двухсцепленчатая: Имеет два сцепления, каждое из которых отвечает за нечетные или четные передачи. Это позволяет выполнять более быстрые и плавные переключения передач.
Преимущества:
* Повышенная топливная экономичность
* Улучшенная динамика
* Более легкая, чем традиционные АКПП
Недостатки:
* Возможные задержки при переключении передач
* Низкая надежность по сравнению с автоматическими АКПП