Вариатор — бесступенчатая автоматическая трансмиссия (АКПП), которая обеспечивает плавное изменение передаточного числа в пределах рабочего диапазона.
Устройство вариатора:
1. Ведущий конус (Шкив):
* Состоит из двух конических дисков, которые могут сдвигаться друг относительно друга.
* Соединен с двигателем через входной вал.
2. Ведомый конус (Шкив):
* Состоит из подвижных дисков, которые перемещаются по пазам ведущего конуса.
* Соединен с выходным валом, который передает мощность на колеса.
3. Ремень:
* Металлический или композитный ремень клиновидной формы, соединяющий ведущий и ведомый конусы.
* Передает мощность между конусами.
4. Гидравлический привод:
* Отрегулирует давление между конусами, сдвигая их друг относительно друга.
* Управляется электронной системой управления (ECU).
5. Электронная система управления (ECU):
* Интерпретирует входные данные (скорость, нагрузка на двигатель) и регулирует гидравлический привод, чтобы настроить передаточное отношение вариатора.
Принцип работы:
* Когда ECU обнаруживает изменение в скорости или нагрузке, она отправляет сигналы на гидравлический привод.
* Гидравлический привод изменяет давление между конусами, сдвигая их дальше друг от друга для снижения передаточного числа или ближе друг к другу для увеличения передаточного числа.
* Ремень регулирует свою форму и положение, чтобы поддерживать контакт с конусами и передавать мощность.
Преимущества вариатора:
* Плавное и бесступенчатое изменение передаточного числа.
* Лучшая экономия топлива по сравнению с традиционными АКПП.
* Компактный и легкий дизайн.
* Тихая работа.
Недостатки вариатора:
* Ограниченная способность передавать крутящий момент.
* Дороже в производстве, чем традиционные АКПП.
* Может быть более чувствительным к износу при суровом вождении.