Вариатор фаз газораспределения (VVT — Variable Valve Timing) — это устройство, регулирующее фазы газораспределения в двигателе внутреннего сгорания. Он изменяет время открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов, оптимизируя наполнение цилиндров и выпуск отработанных газов.
Принцип работы:
* Вариатор фаз газораспределения располагается на распределительном валу и управляется электроникой двигателя.
* Внутри вариатора находится механизм, который смещает фазы распредвала относительно коленчатого вала.
* ЭБУ (электронный блок управления) двигателя получает данные о скорости вращения двигателя, нагрузке и других параметрах. На основе этих данных он определяет оптимальную фазу и регулирует вариатор.
Преимущества вариаторов фаз газораспределения:
* Увеличение мощности и крутящего момента: Оптимизированные фазы газораспределения обеспечивают более эффективное сгорание топлива, что приводит к повышению мощности и крутящего момента.
* Улучшение экономии топлива: Более точная регулировка фаз газораспределения уменьшает потери при дросселировании и улучшает расход топлива.
* Снижение выбросов: Оптимизированное сгорание снижает количество вредных выбросов, таких как оксиды азота и углеводороды.
* Более плавный ход: Регулировка фаз газораспределения может сгладить работу двигателя, особенно при низких оборотах.
* Улучшенный отклик: Быстрое изменение фаз газораспределения обеспечивает более быстрый отклик двигателя.
Типы вариаторов фаз газораспределения:
* Электрогидравлические: Используют электромагнит для активации гидравлического механизма.
* Электромеханические: Используют электродвигатель для прямого механического регулирования фаз газораспределения.
* Механические: Используют кулачковый механизм, который физически регулирует фазы газораспределения.
В современных двигателях обычно используются электрогидравлические вариаторы фаз газораспределения из-за их высокой точности и быстродействия.