Вариатор опережения зажигания (ВОЗ) для автомобилей ВАЗ предназначен для автоматической регулировки угла опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки на него.
Устройство ВОЗ:
* Центробежный регулятор:
* Состоит из двух грузиков, прикрепленных к пружинам.
* При увеличении оборотов двигателя грузики расходятся, растягивая пружины и увеличивая угол опережения зажигания.
* Вакуумный регулятор:
* Состоит из диафрагмы, вакуумной полости и клапана.
* При увеличении нагрузки на двигатель давление в вакуумной полости снижается, диафрагма втягивается, увеличивая угол опережения зажигания.
* Корпус:
* Соединяет все элементы ВОЗ и крепится к двигателю.
* Имеет пластину, на которой расположены контакты для подключения проводов системы зажигания.
Принцип работы ВОЗ:
Когда двигатель работает, силы от центробежного и вакуумного регуляторов складываются или вычитаются, в зависимости от режима работы двигателя. Это приводит к изменению положения контактов ВОЗ и соответственно угла опережения зажигания.
Преимущества использования ВОЗ:
* Оптимальное значение угла опережения зажигания для всех режимов работы двигателя.
* Увеличение мощности и снижение расхода топлива.
* Уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу.
* Улучшение запуска двигателя в холодное время года.
Признаки неисправности ВОЗ:
* Троение двигателя.
* Повышенный расход топлива.
* Сложности с запуском двигателя.
* Двигатель не развивает полной мощности.
Диагностика неисправностей ВОЗ:
* Проверка работоспособности центробежного регулятора (на выключенном двигателе вручную провернуть грузики регулятора).
* Проверка работоспособности вакуумного регулятора (на работающем двигателе отсоединить вакуумный шланг и проверить, изменился ли угол опережения зажигания).
* Проверка контактов ВОЗ.
В случае обнаружения неисправностей необходимо заменить ВОЗ или отрегулировать его.