По статистике, примерно 12-15% всех ДТП в России связаны с опрокидыванием автотранспортных средств с серьезными последствиями – тяжелыми травмами для участников движения и даже с их летальным исходом. Возможно также возгорание автотехники или отрыв деталей подвески и колес.
Опрокидывается транспортное средство из-за потери устойчивости, например, при резком торможении на спуске с какой-либо возвышенности. Правда, современные машины такой напасти подвергаются редко, поскольку у них присутствует низкое размещение центра тяжести.
Различные виды опрокидывания авто
Снижение устойчивости автомобиля с последующим его опрокидыванием может свершиться из-за движения на крутых поворотах или по разбитым дорогам на высокой скорости, где поперечный уклон направлен в сторону от поворота. Такое обычно происходит во время поворота налево при правостороннем движении. Поэтому в идеале дорожное покрытие должно быть исполнено с уклоном для удаления воды с поверхности трассы и предотвращения так называемого эффекта аквапланирования.
Также опрокинуть машину могут следующие факторы:
- боковой занос;
- резкие манипуляции с рулем;
- неравномерное размещение груза;
- моментальная разгерметизация переднего колеса;
- отрыв колеса при движении;
- неправильная регулировка тормозов.
Пневматика в помощь
Решить проблему поможет установка на автомобиль пневматической подвески. Эта продвинутая система значительно улучшает эксплуатационные параметры автомобиля, сохраняя при этом его продольно-поперечную устойчивость, то есть устраняя проседание и раскачку кузова при возросших нагрузках.
Комфортное передвижение на машине с описываемой системой подрессоривания обеспечивается через использование пневматических баллонов или упругих элементов. Например, подвеска французского «Ситроена» завязана в одну группу с рулевым гидроусилителем и тормозами. К тому же она способна изменять клиренс автомобиля под состояние дорог, по которым предполагается перемещаться. Клиренс меняется в зависимости от модели, конструкции подвески и особенностей колес. И нужно помнить, что чем клиренс выше, тем жестче шасси.
Данные от датчиков пневмосистемы поступают в систему управления, а оттуда исходят команды исполнительным устройствам:
- повысить/уменьшить давление в контурах;
- прижать кузов к дорожному полотну до минимума при езде на повышенной скорости.
Некоторые тонкости пневмосистемы
Любая пневматическая подвеска обладает рядом индивидуальных настроек и особым предназначением в зависимости от типа авто. Простейшая пневматика ставится строго на заднюю ось. Такое практикуется в большинстве своем на универсалах и массивных кроссоверах.
Сейчас обычно пневматика устанавливают на все «четыре точки». В частности, на колеса спорткаров, где каждый миллиметр зазора влияет на аэродинамику, скорость и управляемость техники.
Установка на машину пневматической подвески делает управление автомобилем динамичным, повышает плавность хода и уровень комфорта, что достигается изменением положения кузова и уровнем демпфирования амортизаторов.