В правительстве России разъяснили, как планируется сдерживать рост топливных цен внутри страны. Оказывается, это не означает переход к ручному управлению отечественным топливным рынком. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, соглашение федеральных властей с нефтяниками о заморозке оптовых цен – мера вынужденная и не постоянная. Так или иначе, государство договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями об установке предельных цен на бензин для каждого отдельно взятого региона, а взамен пообещало им ослабление прессинга со стороны налоговиков и антимонопольной службы.
Бизнес по указке
Соглашение, заключенное осенью прошлого года между нефтяниками и чиновниками при поддержке Минэнерго и ФАС, официально действовало до 31 марта 2019 года включительно. В нем отмечалось, что нефтяники будут продавать оптом бензин и дизтопливо в ценовых рамках, определенных на совещании. Причем стоимость нефтепродуктов для каждого региона зафиксирована документально и отображена в виде приложения в протоколе. Однако с помощью заградительных пошлин сдерживать цены на автозаправках не получится бесконечно. И это было понятно изначально.
В начале года рост топливных цен ограничился пределом в 1,7%, и то лишь по причине двухпроцентного повышения НДС. В дальнейшем рост возможен с учетом инфляции, что по прогнозу достигнет конкретной цифры – 4,3%. При этом нефтяники обещают поставлять на внутренний рынок до 17,5% добываемого сырья.
Действия участников соглашения – «Роснефти», «Лукойла», «Татнефти» и прочих заметных рыночных игроков – будут мониторить ФНС и ФАС. В частности, это может выражаться в проведении дополнительных внеплановых проверок. Заключение соглашения осуществляется в соответствии с законом о защите конкуренции и официально носит временный характер.
Что получилось в текущем году
С начала 2019 года первые три месяца цена топлива стойко держалась на одном уровне. Однако в апреле картина резко изменилась. В тот период цена бензина подросла на 1,4%, а дизеля – на 1,5%. И это все с учетом того, что инфляция в стране составила всего 0,4%. Значительный скачок стоимости произошел в нескольких российских городах – Владимире, Севастополе, Кирове и Петрозаводске. Что касается столицы, то здесь литр горючего прибавил 0,5%. Стабильность топливных цен оказалась фикцией на деле. Объяснение этому было найдено быстро: выборы прошли! До них все ресурсы были брошены на сдерживание, а после 18 марта надобность в подобных усилиях отпала.
Другой фактор повышения – рост цен на мировом рынке. Следовательно, нефтепродукты стало выгоднее экспортировать, чем продавать внутри страны.
Третья причина – проведение традиционных ремонтных мероприятий на НПЗ по весне.
Четвертая – сезонное увеличение спроса на внутреннем рынке. Ситуация осложняется тем, что запасы дешевых нефтепродуктов у независимых участников рынка попросту исчерпались.
Так что остановить рост цен могут только власти в режиме ручного управления, а для этого необходимо увеличить число предложений на бирже, чтобы вниз пошли биржевые индикаторы, а за ними и оптовые цены. В противном случае все это может сказаться на качестве топлива.