В далекие 60-е годы прошлого века, так же как и в наше время, было модно ругать все отечественное и восхищаться всем западным. Такое отношение было и к продукции советского автопрома. Но в условиях «железного занавеса» не имелось возможности приобрести заграничный автомобиль, поэтому приходилось довольствоваться нашими машинами (некоторые образцы тех лет можно и сейчас увидеть на дорогах страны). Но действительно ли те автомобили были так плохи, или же срабатывало исконное русское правило: «нет пророка в своем отечестве»?
1. «Захар»
«Захар», «Захар Иванович», «трехтонка» — так в народе называли автомобиль марки ЗИС-5. Он очень похож на американский грузовик тех лет, выпускавшийся компанией Autocar. Но, во-первых, советское правительство официально заключило договор с компанией на покупку технической документации, во-вторых, наши инженеры смогли заметно удешевить производство грузовика, не меняя его качества.
Особую роль сыграла «трехтонка» в годы Великой Отечественной войны. Ее можно было увидеть на каждой дороге – от Ладожского озера, везущую под бомбежками еду в блокадный Ленинград, до пыльных дорог Казахстана, куда нужно было эвакуировать женщин и детей.
2. «Победа»
Знаменитая «Победа» стала разрабатываться еще за два года до долгожданной победы над Германией. На то время это была передовая технология: понтонный кузов, мощный мотор. Добавились еще такие приятные мелочи, как стеклоочистители, поворотники и радио в салоне. Качество первых выпусков оставляло желать лучшего, но у населения эта марка пользовалась огромной популярностью. Достаточно сказать, что за три года, с 1955 по 1958, было выпущено около 5 тысяч машин.
3. «Волга»
«Волга» не смогла стать чем-то новаторским для советского автопрома. Главным отличием должна была быть автоматическая коробка передач. Выпустили несколько сотен таких машин, а затем отказались от этой идеи. Качество бензина в СССР было недостаточным для подобного новшества, да и механиков, разбирающихся в проблеме, практически не было. Создатели машины направили свои усилия на то, чтобы металл, из которого делали корпус автомобиля, был долговечным. Для этого применялись высокие технологии: кузов обрабатывался химическим соединением, с помощью которого на металле образовывалась пленка, надежно защищающая от коррозии. Так действительно получилась надежная машина, правда, расходующая много бензина.
4. «Москвич»
Этот автомобиль ознаменовал собой золотое время отечественного автостроения. Вначале модель была очень похожа на американский «Форд», но затем советские конструкторы смогли придать ей черты уникальности: элегантный кузов, комфортабельный салон, удобный обзор с водительского места, более рациональное размещение пассажиров. Именно благодаря дизайну и повышенному для того времени уровню комфорта автомобиль пользовался спросом за границей.
Интересно: согласно данным статистик, более половины выпуска было импортировано в страны Европы.
5. «Нива»
Этот автомобиль без преувеличения можно назвать самым лучшим проектом советских инженеров. «Нива» считалась первым внедорожником такого класса. И хотя похожая машина с цельнометаллическим кузовом появилась в Британии, советский автомобиль в соотношении цены и качества долгое время не имел конкурентов.
Отечественный автопром выпускал машины, которые ценились за их долговечность и надежность не только в бывшем Советском Союзе, но и за рубежом.
На первом фото отнюдь не ЗиС-5 о котором идёт речь, а гораздо более поздний ЗиЛ-157, кроме того на Дороге Жизни, точнее на её части, проходившей по льду работали не трёхтонки(грузоподьемностью 3т) ЗиС, а полуторки(грузоподъёмностью 1.5т) ГАЗ-АА(ММ), что изображено вместо «Победы» не знаю, но точно не «Победа», то же касается и Волги, ибо сказанное справедливо для ГАЗ-21, а изображен ГАЗ-24…