По какой причине не прижились двухэтажные автобусы в советской Москве

С 1937 по 1950 год на улицах Москвы можно было наблюдать двухэтажные транспортные средства. Это было удивительно, ведь такие троллейбусы и автобусы в основном люди могли видеть только лишь в Лондоне.

К сожалению, несмотря на кажущуюся вместительность и комфортность, такой вид городского транспорта не прижился в СССР. Почему данный вид автобусов и троллейбусов решили снять с производства и убрать с улиц советской Москвы – читайте ниже.

История появления двухэтажного транспорта в Москве

По какой причине не прижились двухэтажные автобусы в советской Москве

В 1937 году в страну импортировали британский даблдеккер English Electric Cоmpany AEC 664T по приказу Н. С. Хрущева. В Ярославле на автомобильном заводе в течение года трудились специалисты, чтобы разобраться в тонкостях конструкции и полностью ее скопировать. Всего было выпущено 10 гигантов, получивших название ЯТБ-3.

Новая модель получилась на 2 тонны тяжелее оригинала, что очень сильно повлияло на маневренность и ход машины. Однако диковинный троллейбус с двумя уровнями сразу нашел своих поклонников. Жители и гости столицы считали своим долгом прокатится на нем: на втором этаже рассмотреть Москву можно было куда лучше, нежели на первом.

Первый двухэтажный троллейбус

По какой причине не прижились двухэтажные автобусы в советской Москве

Но восторг пассажиров длился недолго. Вскоре люди начали выказывать свое недовольство в адрес нового транспорта, а именно:

  • подниматься было крайне неудобно;
  • на втором этаже были только сидячие места;
  • на первом этаже люди упирались головой в потолок;
  • наличие лишь одной двери и для посадки, и для высадки людей.

Передняя площадка и дополнительная дверь появились уже на более поздних моделях.

Помимо этого, со временем стали выявляться и другие недочеты:

  1. Для нормальной работы нового транспорта пришлось поднять контактные сети на один метр, что в свою очередь сильно повлияло на работу обычных троллейбусов, количество которых было в разы больше;
  2. В зимний период ЯТБ-3 стали сильно раскачиваться при езде, то и дело норовя перевернуться из-за наледи на дорогах;
  3. Руководству пришлось поставить на входе второго кондуктора, который пускал людей на второй этаж только при наличии свободных мест.

Любая поломка транспортного средства приравнивалась к трагедии, так как производство троллейбусов не было поставлено на поток, а запасные детали негде было брать. И в скором времени руководство страны решило прекратить выпуск ЯТБ-3. Последний троллейбус был списан в 1953 году.

Первый двухэтажный автобус

По какой причине не прижились двухэтажные автобусы в советской Москве

После неудачного эксперимента с ЯТБ-3 в Москве еще долгое время не решались на что-то подобное. Потом началась война, и все силы завода были брошены на изготовление боеприпасов и оружия.

Все изменилось лишь в 1959 году. Именно тогда ГДР презентовали Советскому Союзу три автобуса Büssing D2U, которые собирали в городе Баутцене. Одни историки утверждают, что Отто Гротеволь, являвшийся редседателем министров Восточной Германии, таким образом отблагодарил Хрущева за подаренный его стране лимузин ЗИЛ. Другие же настаивают на том, московские власти сами закупили автобусы, чтобы снова попытаться перейти на данный вид транспорта.

Справка: как троллейбусы, так и автобусы в два этажа успели «засветиться» в таких отечественных кинофильмах, как «Я купил папу» и «Подкидыш».

Автобусы-гиганты имели те же недостатки, что и троллейбусы. Их пассажиры так же практически перестали подниматься на второй этаж из-за боязни не успеть сойти на нужной остановке.

Добавить комментарий